Бишкек'98
03.07.98 - 05.07.98 туда и 14.07.98 -16.07.98 обратно
Два автомобиля: первый мой ВАЗ-21063, 1993 года, пробег 30 тыс. км., Я, жена (штурман-радист-кок), сын 12 лет, второй ВАЗ-21061, 1994 года, пробег 70 тыс. км., Виктор Дементьев (dvs@opsb.ru)Маршрут
По M38 - Омск, Павлодар, Семипалатинск, Георгиевка, далее по А350 – Аягуз, Андреевка, Сарканд, Талды-Курган, Сарыозек, Копчагай, Алма-Ата, далее по M39 – Георгиевка, Бишкек, Кара-Балта.
Статистика
По карте длина маршрута 2139 км. В один конец. По моему спидометру получилось 2431 км. туда и 2440 обратно (спидометр явно врет процентов на 8-10). Расход бензина у первой машины 185 литров туда и 169 обратно (8.27 литра на 100 км. по карте). Пробег и время в пути по дням (включая остановки):
Туда |
Обратно |
|
1-ый день | 890 км.(15 час.) | 715 км. (15 час.) |
2-ой день | 839 км.(14.5 час.) | 770 км. (14 час.) |
3-ий день | 702 км.(13 час.) | 955 км. (15 час.) |
Средняя маршрутная скорость – 50 км./час.
Деньги
Для ориентирования - курс доллара на 1.07.98 - 6.20 руб. за доллар.
Казахские теньге. В Омске в банке взяли по 81 руб. за 1000. В Казахстане нам предлагали по 100 руб. за тысячу. Выгоднее менять доллары по 75-77 теньге за доллар, что в пересчете на рубли 81,5 – 83 руб. за тысячу. Казахские курсы это “на дороге”, возможно, на базаре или в банке выгоднее. Рублями рассчитывались только на казахской таможне, но там рубли и просили. “Нормализация цен” – чтобы понять дорого или дешево – цена в теньге делится на 10.
Киргизские сомы. Курс скачет. Мы брали по 19.2 сома за доллар в обменном пункте. Можно было купить за рубли, но менее выгодно. “Нормализация цен” - цена в сомах делится на 3.
Дороги
Омск – Граница Казахстана. Покрытие хорошее, 2-3 полосы. Разметка, знаки, указатели в норме.
Граница – Павлодар. Разметки нет, две полосы. Знаки, указатели в норме. В 60 км от Павлодара идет ремонт дороги. В 30 км от Павлодара начинается хороший участок с двумя полосами в каждом направлении.
Павлодар. Дороги изрядно разбитые, указатели есть, но не все. Туда мы проехали через город, ехали больше часа. Два раза спрашивали дорогу. Обратно прошли по объездной, что заняло 25 мин. Если ехать из Омска, и свернуть по указателю (на Алма-Ату, Семипалатинск, Барнаул – точно не помню, но это первый указатель), на Т-образном перекрестке без указателя – налево и дальше держаться главной дороги и смотреть указатели. Объездная идет среди заводов, ТЭЦ и т.д. Город остается на западе.
Павлодар – Семипалатинск(Семей). Сначала неплохая дорога, после границы Семипалатинской области – ямы. За 60 км. до Семипалатинска дорога стала получше. Красивый сосновый бор (кое-где со следами пожаров).
Семипалатинск. Объездной нет, но по указателям проходится за 25 мин. Проезд через мост платный – 100 теньге. Обратно проехали бесплатно.
За Семипалатинском начинается ровная степь, без единого кустика и тянется это безобразие километров сто. Дорога до Чарска плоховатая - ямы, неровности, хотя местами и широкая. После Чарска до Георгиевки – двухрядное шоссе с покрытием среднего качества.
Георгиевка – Аягуз. Сначала неплохая дорога, но дальше попадаются участки сплошных ям, так что объехать невозможно – приходится тормозить.
Аягуз – Талды-Курган. Хорошая дорога, 2-3 полосы, местами есть разметка.
Талды-Курган. Обходится по объездной по указателям. В одном месте указателя нет (Т-образный перекресток) – уходить налево.
Талды-Курган – Алма-Ата. На этом участке есть перевал. Дорога в норме. Перед Алма-Атой дорога была подготовлена к ямочному ремонту.
Алма-Ата. Туда ехали через город, мимо вещевого рынка. Потеряли часа два. Машин и пешеходов много. Въезд в город платный – 320 теньге. С нас взяли по 200 без квитанции. Потом в Алма-Ате одну машину остановили и оштрафовали на 100 теньге, за отсутствие квитанции. Обратно ехали по объездной. Объездная длинная (ехали час), Но она начинается и кончается километрах в 30 от города. На объездной указатели есть, но не везде. Один раз спрашивали дорогу. Объездная идет к северу от города. С нее же выезд на Караганду.
Алма-Ата – Бишкек. Дорога нормальная, но ямки иногда встречаются. Дорога идет через Курдайский перевал. Довольно крутые спуски и подъемы.
Бишкек. Километрах в 2-3 от таможни есть перекресток со светофором, без указателей – это пересечение с объездной. На Джамбул, Чимкент, Ташкент направо, на Иссык-Куль налево. Покрытие плохое - ямы. Я погнул диск заднего правого колеса. Выезд с объездной на Ташкент перед постом ГАИ направо (правда, пост ГАИ из-за деревьев не видно).
Бишкек – Кара-Балта. Дорога хорошая, но большей частью идет через населенные пункты, которые идут один за другим.
ГАИ, таможня и прочие поборы
Скоростной режим мы более-менее соблюдали (радар детектора не было), перед знаком “Стоп” четко фиксировали остановку, но один раз штраф все таки заплатили. Примерно в 50 км от Талды-Кургана в сторону Алма-Аты был сплошной отлов. Три гаишника (МАИ у них называется) останавливали всех подряд. Долго искали к чему придраться, нашли – противооткатные упоры. По казахским и киргизским правилам должны быть. Сняли по 2100 теньге, попытка торговли была пресечена в корне, естественно, никаких квитанций. На моей машине стоят советские номера, на второй – российские. Меня гаишники за всю дорогу остановили 2 раза (Талды-Курган и Копчагай), причем в обоих случаях останавливали поголовно всех. На машину же с российскими номерами кидались как бык на красную тряпку, останавливали раз 10. Активность гаишников в южном Казахстане значительно выше, чем в северном. Севернее Семипалатинска остановили один раз, и то им нужно было подъехать. Многие стационарные посты ГАИ переоборудованы по кафе. С машины с российским номерами снял и на обратном пути еще 2000 теньге за страхование гражданской ответственности. Показали приказ, что страховка обязательна, прейскурант – 2600 теньге, но сговорились на 2000 с квитанцией.
Российскую таможню (с. Народное) туда прошли без остановки. Обратно простояли полчаса. Одну машину проверили на угон, вторую досмотрели, понюхали канистру с водой, проверили разрешение на CB-радиостанцию. На казахской (с. Башмачное) заполнили декларации и заплатили по 20 рублей с машины (на все ушло минут 20). Нас предупредили, что декларацию будут проверять гаишники и при выезде из Казахстана ее заберут. На самом деле, никому она была не нужна. Обратно выехали без остановки.
Возле Бишкека казахская и киргизская таможня расположены рядом. Казахскую туда и обратно прошли без остановки. На киргизской при въезде заплатили страховку по 300 теньге на машину, хотя в квитанции указано 50 сомов, что примерно в два раза меньше. При выезде осмотрели багажник второй машины.
Паспорта нигде ни спрашивали.
Бензин
Заправок в Казахстане и Киргизии много. Есть деревни, где идет по 5-7 заправок подряд (одна кончается, другая начинается). Но 91-93 бензин есть не на каждой, но когда нужно найти можно. Из Омска взяли по двадцатилитровой канистре бензина на машину и привезли его обратно в Россию. Заправки, как правило, не большие - 1-3 соска. Не было ни одной заправки с работающим указателем отпущенного топлива. В лучшем случае есть счетчик, показывающий количество отпущенного топлива нарастающим итогом с 1917 года. Но, если и не доливают, то не больше чем в России. У нас была мерная линейка (чертеж был в “За рулем”), и мы перед заправкой измеряли количество бензина в баке с точностью до литра и заливали на каждой заправке полный бак. Местный бензин называется 91, российский 93. Качество одинаково хреновое. Пришлось чуть подкрутить опережение зажигания. Стоит от 24 до 30 теньге, в среднем получилось по 27. Бензина более высокого качества в Казахстане нет. 76-80 есть везде по цене около 20-22 теньге. Солярка тоже есть, цен у точно не помню, но что-то в районе 14. В Киргизии литр 93-го стоит 6 с половиной сомов. Кое-где есть 95-96.
CB-радио
В машинах стояли Alan-48+ (4 вт.) с антеннами Hustler (1.2 метра длинной) на крыше. Работали на 15С Eur ЧМ и АМ. На АМ разбираемость получше, но когда машины рядом есть искажения. Пользу от станций оценила даже моя жена. Цитирую: “Главным помощником в долгом пути нам были радиостанции. Честно признаюсь, что до путешествия я, в душе, была против столь дорогой игрушки. Сейчас могу сказать одно: была ситуация, когда одно слово предупреждения из второй машины в течении секунды окупили все затраты на ее приобретение”. А дело было так. Я шел первым и тянулся за фурой, долго тянулся, негде обогнать, то поворот, то подъем. Приближаемся к вершине очередного подъема, еще секунда и будет видно, что внизу. Вдруг из второй машины по рации – “Обгоняют!!”. Точно – на самом переломе, вслепую меня обгоняет волга, я ее не видел и точно бы подставил ей бок.
Ехали так: первый предупреждает о крупных неровностях, ямах, о встречных на подъеме и т.д., а так же о действительно крутых поворотах. Второй - об обгоняющих. Но самое классное это обгон. Первый обогнал и говорит есть встречные или нет. Второй, по подсказке, обгоняет вслепую хоть на подъеме, хоть в повороте. Дальнобойщики нас при таких обгонах, наверное, за идиотов принимали.
Связь всегда была устойчивой, хотя иногда разъезжались довольно далеко. Половину Алма-Аты, например, проехали порознь. Да и просто договориться об остановке, или посоветоваться куда ехать, по радио очень удобно.
С дальнобойщиками связывались всего два раза. Один раз перед Алма-Атой по проходу с пригородом Ташкента, второй раз на таможне в Бишкеке. У нас были надежды на Сибишников в городах, но ни в одном городе, ни с кем связаться не удалось. Сканировали весь диапазон – тишина. Сами кричали – бесполезно.
Станции показали себя с самой лучшей стороны, но есть одно неудобство для автомобилиста. На тангенте есть кнопки переключения на канал выше/ниже. Иногда во время движения случайно их нажимаешь и… результат понятен. Зато переключатель DX/Local часто выручал, когда валил проход из Китая по всем каналам.
Автомобили
Проблем почти не было. Пару раз поменяли лампочки, да на первой машине перед Алма-Атой заскрипела левая верхняя шаровая. Т.к. люфта и стуков не было, доехали до Бишкека и там поменяли. Приличная шаровая с пыльником стоит 115 сомов. Ни одного прокола.
На перевалах я понял зачем нужны мощные двигатели. Мне всегда хватало моих 64 сил, а тут ни в какую, третья передача, вторая - и все равно не тянет. Уж не знаю что причиной – или бензин такое дерьмо, или жарко, или высоко и в воздухе кислорода не хватает. На обратном пути, перед Омском есть подъемчик, каких в горах было много, я по привычке приготовился перед вершиной включить третью, но машина и на четвертой на подъеме разгонялась (бензин был уже наш, а зажигание еще ихнее).
Другие водители
В общем и среднем народ неплохой, пару раз попадались отморозки, про одного на Волге я уже писал, от второго (встречного) уходил на обочину на вершине подъема, т.к. он обгонял по моей полосе. Несколько раз дальнобойщики показывали, что можно их обогнать (обычно рукой). Один раз стоп-сигналом показали, что обгонять не следует. Мы по мере возможности обгоняющим помогали. Правым поворотом, что видим их, а на закрытых участках, что можно обгонять. Но только один, абсолютно не видя, что впереди, пошел по моему сигналу на обгон, не раздумывая.
Питание
Еду в основном брали с собой (была с собой сумка-термос). В столовых обедали три раза. Хорошо покушать в придорожной столовой (асхана) стоит от 100 до 200 теньге. Напитки по дороге есть, но чуть дороже, чем в России. Воду с собой брали в канистрах и в полиэтиленовых бутылках кипяченую. В пути использовали автомобильную кофеварку на поллитра. Кипяток можно купить в тех же столовых.
Ночевки и отдых
Два раза на ночь ставили палатку, два раза ночевали в машинах. В машине жарко, а окна откроешь – насекомые донимают. В палатке лучше. Отъезжали от трассы на пару километров, хотя народ ночует прямо на обочине.
Хорошее место для, ночевок - перед Семипалатинском - сосновый бор и перед Кызылагашем (примерно 80 км. не доезжая Талды-Кургана) – слева горы с ущельями в которые ведут едва заметные проселки, в одном из ущелий можно остановится.
Несколько раз встречались гостиницы, но как-то все не вовремя, цен не знаю.
По дороге много водоемов (речки, озера, арыки), можно купаться. Рекомендую заехать на Копчегайское водохранилище. Правда, все подъезды платные. Если ехать по указателю Зона отдыха, то заплатишь за въезд в зону (200 теньге с машины), а потом в пансионате, коих там много, по 50 с человека. За 150-200 теньге можно просто заехать на платный пляж. Есть аквопарк.
Кара-Балта
– Иссык-Куль – Бишкек
(рассказ В.Дементьева)
Я на 2 дня съездил на Иссык-Куль.
Туда ехал через Бишкек, указателей нет, дорогу спрашивал у ихних гаишников, которые ухитрились остановить меня 4 раза, но все обходилось, единственная претензия – тонировка, (у них якобы запрещена), но с собой был российский талон на тонировку, внимательно на него смотрели и отпускали. Очень длинный пригород и сплошные населенные пункты, скорость движения низкая, дороги не очень. Дорога на Иссык-Куль после населенных пунктов по Боомскому ущелью очень красивая, покрытие нормальное.
Перед Рыбачьим (это уже Иссык-Куль) экологический пост, где проверяют СО, у меня было немножко завышено, но они сказали, что это ничего, заплатил 40 сомов и получил талон чистоты (выдается на определенное количество суток, я запросил 5), далее пост ГАИ, где необходимо заплатить 25$ за проезд (это зарубежным легковым автомобилям). Очень круглолицые гаишники поначалу стали думать, как бы взять с меня за проезд меньше, но в свой карман, но затем увидели, что у меня водительское удостоверение 1973 года выпуска, сказали, что оно у них недействительно и содрали с меня полный проезд + 150 сомов за удостоверение (желания спорить с ними и оставлять у них права, а потом за ними бегать желания не было).
Остановился в деревне под названием Тамчи (это посредине между Рыбачьим и Чолпон-Атой, и, как говорят местные, единственный населенный пункт прямо на берегу озера) в частном доме (практически частный пансионат, хозяева русские). Стоимость по полной программе (спать, есть, машина во дворе, душ и ванная с минеральной водой, бражка из абрикосов) – 200 сомов в сутки.
Обратная дорога без приключений, Бишкек обошел по объездной, получилось гораздо быстрее, да и дорога приличная.
Бензин там вроде есть, но я не заправлялся, хватило заправки полного бака в Кара-Балте, вернуться в Бишкек за киргизскую таможню.